Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни.
Современное определение профориентации состоит из четырёх основных направлений:
Профессиональная ориентация как источник информации о рынке труда, настоящем и планируемым спросе на те или иные профессии, их требования к знаниям, навыкам и физическим возможностям человека. Сюда же относится информирования о различных программах обучения в средне специальных и высших учебных заведениях.
Профессиональное ориентирование и консультирование, где с использованием обширного инструментария (профориентационные тесты, литература, наблюдение, консультация и прочие) диагностируются наиболее развитые навыки и интересы каждого конкретного человека и сопоставляются с предъявляемыми требованиями к профессиям. Происходит выработка рекомендаций и возможных путей получения подходящего образования и наиболее полной самореализации в трудовой деятельности.
Профессиональный отбор делает окончательные выводы о возможности человека работать на той или иной специальности и его пригодности к осуществлению трудовой деятельности в разных направлениях.
Профессиональная адаптация, в свою очередь, занимается процессами приспособления человека к условиям, требованиям и содержанию выбранной им профессии.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в МБОУ «Тавреньгская СШ»:
1 - 4 классы:
-формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
-развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5 - 7 классы:
-развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
-представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»).
8 - 9 классы:
-групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
-формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10 - 11 классы:
-обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). План мероприятий профориентационной работе
2022-23 учебный год
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
- циклы классных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;
- экскурсии, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение ярмарок профессий, дней открытых дверей в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования;
- организация экскурсий, мероприятий профориентационной направленности на базе ЛОУ с дневным пребыванием;
- совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
-участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков.
16сентября 2022 года классные часы были посвящены реализации модуля «Профориентация».
Темы занятий:
1класс: Знакомство с миром профессий
2класс: Все профессии нужны
3класс: Моя будущая профессия
4класс: Поговорим о профессиях
5класс: Знакомство с миром профессий
6класс: Что я знаю о профессиях? Игра «Аукцион»
7класс: Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области
8класс: Самооценка и уровень притязаний. Определение типа будущей профессии.
9класс: Мир профессий – слагаемые выбора
10класс: Профессии с большой перспективой
2021-22 учебный год
18 сентября 2021 года в школе прошел единый классный по профориентации (читать полностью)