2023-2024 учебный год
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспеченииработы по повышению функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВЫАНИЕ И ОЦЕНКУ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Родителям
Часто школьные знания в представлении ребенка имеют мало общего с реальной жизнью. Школьники учатся писать сочинения по шаблону, но готовы ли они составить деловое письмо, написать объяснительную или опубликовать вдумчивый грамотный пост в Instagram? Могут ли они принимать мнения других людей, умеют ли мыслить конструктивно и креативно? Степень владения мягкими навыками, необходимыми для успеха как в подростковой, так и во взрослой жизни, определяет понятие «функциональная грамотность».
Что нужно знать о функциональной грамотности!
Для ребенка очень важно быть успешным в учебе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать.
С сентября 2022 вступают в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.
Что же такое функциональная грамотность?
Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Родителям и детям
Что значит быть грамотным в XXI веке ЧИТАТЬ
Учителю
1. Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности
https://fg.resh.edu.ru/ Инструкция по работе с банком - https://resh.edu.ru/instruction
2. Лаборатория функциональной грамотности
https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
3. Педагогические техники для проектирования урока
https://vbudushee.ru/library/pedagogicheskie-tekhniki-dlya-proektirovaniya-urokov/
4. Комплексы заданий 5-9 классы по предметам социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов и методические рекомендации для учителей по использованию заданий:
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/zadaniya-dlya-5-9-klassov
5. Материалы по проведению международного исследования PISA-2018 и открытые задания по видам грамотности
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
6. Банк заданий по функциональной грамотности (1-9 кл.)
https://media.prosv.ru/fg/
7. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/